![Григорий Великий, Двоеслов. 540-604 гг. Григорий Великий, Двоеслов. 540-604 гг.](images/persons/400px_Liturgy_Grigory_Veliky_Dvoeclov_540-604gg.jpg)
Литургия преждеосвященных даров (также —
Литургия Григория Двоеслова) — литургия, во время которой предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде — на предыдущей полной литургии по чину Василия Великого или Иоанна Златоуста и сохраняемые в ковчежце обычно на престоле или, реже, на жертвеннике. То есть не совершается таинство Евхаристии, а верующие причащаются ранее освященными дарами.
Шестой Вселенский Собор (
680 –
681 гг.)
52-м правилом утвердил повсеместное совершение Преждеосвященной литургии в дни Святой Четыредесятницы, чтобы не лишать верных таинственного общения с Господом и вместе с тем не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной литургии.
![Небесная Литургия. Икона Михаила Дамаскина 16-й век. Небесная Литургия. Икона Михаила Дамаскина 16-й век.](images/persons/400px_Liturgy_Nebesnaya_Liturgy_Ikona_16vek_Michael_Damaskin.jpg)
В современной практике Православной Церкви Литургия преждеосвященных даров служится:
- в среду и пятницу Святой Четыредесятницы (первые шесть недель Великого Поста);
- в четверг 5-й седмицы (недели) Великого поста, когда совершается память преподобной Марии Египетской;
- в полиелейные (Иверской иконы Божией Матери, 1-го и 2-го Обретения главы Иоанна Предтечи, 40 Севастийских мучеников) храмовые праздники;
- в первые три дня (Великий Понедельник, Великий Вторник, Великую Среду) Страстной Седмицы (недели);
![6-й Вселенский Собор (680-681 гг). Миниатюра из Хроники Константина Манасии. 6-й Вселенский Собор (680-681 гг). Миниатюра из Хроники Константина Манасии.](images/400px_Liturgy_6_Vselensky_Sobor_680-681gg_Miniatura_Hroniki_Konstantina-Manasii.jpg)
- возможно ее совершение в канун праздника Благовещения (24 марта (7) апреля).
Литургия преждеосвященных Даров по сути является вечерней, на которой происходит причащение верных, не могущих по каким-либо причинам причащаться в будущие субботу и воскресенье, когда совершается "полная" литургия. В связи с этим первая часть литургии практически не отличается от вечерни (до пения 140-го псалма), а вторая схожа с литургией верных "полной литургии", но без евхаристического канона.